Елена Коузова: «Конкурсы открывают педагогам перспективы карьерного роста»


Интервью первого заместителя министра образования и науки Челябинской области гезете "Южноуральская панорама".

— Елена Александровна, какие именно конкурсы нас ожидают, ведь некоторые из них проводятся не каждый год?
— Наш самый массовый и самый старый ежегодный конкурс — это, конечно, «Учитель года». Его инициатором в 90-х годах стала «Учительская газета», и Челябинская область сразу поддержала эту идею. Первый областной конкурс «Учитель года» мы провели ровно 20 лет назад, так что нынешний конкурс для нас юбилейный. В системе общего образования Челябинской области работает около 25 тысяч человек, и понятно, что больше всего педагогов принимает участие именно в нем.
После этого конкурса стали развиваться и другие, среди них наиболее популярен «Педагог года в дошкольном образовании». Конкурс в нашей области проводится шесть лет, раньше он проходил только в Челябинске, но в этом году он впервые будет проводится в другом городе — Снежинске, на родине победителя прошлого года. И вообще, это у нас традиция — проводить очередной областной конкурс на той территории, откуда прошлогодний победитель. Так что «Учитель года» у нас в этом году будет в Озерске, «Педагог дошкольного образования» — в Снежинске, а «Самый классный классный» — в Южноуральске. Последний проводится раз в два года, в прошлом году его не было.
В этом году во второй раз будет проводиться конкурс «Психолог года». Кроме того, у нас есть два конкурса в сфере среднего профессионального образования, которые в отличие от других не имеют федеральных аналогов: это «Мастер года» и «Директор года». А откроет череду конкурсов соревнование молодых учителей «Педагогический дебют».
— Сколько человек будет участвовать в конкурсах 2016 года?
— В Челябинской области 43 муниципальных образования, и решение о выдвижении своих представителей принимают именно там. Традиционно в каждом из конкурсов соревнуются в среднем 30-35 человек. Участвовать или не участвовать — это право каждого муниципалитета, однако этот критерий учитывается при оценке работы территориальных органов образования, которую мы даем.
— Что дает самому педагогу участие в таких конкурсах?
Конкурсы профессионального мастерства рассматриваются как открытая площадка повышения квалификации педагогических работников. В процессе тесного общения специалисты могут открыть для себя новые технологии, новые интересные методики. Все участники конкурсов говорят, что им они помогают в дальнейшей деятельности. Кроме того, многие после этого растут и в карьерном плане. Из среды победителей конкурсов очень много руководящих работников, специалистов, работающих в органах управления образованием, возглавляющих образовательные организации.
— Каковы результаты участия Челябинской области в федеральных конкурсах профессионального мастерства педагогов?
— За 20 лет у нас есть три абсолютных победителя конкурса «Учитель года России»: это музыкальный педагог Виктор Шилов (1999 год), учитель физики Иван Иоголевич (2006 год) и учитель математики Наталья Никифорова (2009 год). Кроме того, есть три просто победителя, то есть те, кто вошел в первую пятерку лучших. Это, конечно, высокий результат и признание достижений наших педагогов. У нас есть победители в конкурсах «Воспитать человека» и «Сердце отдаю детям». Представители Челябинской области регулярно входят в число 15 лучших педагогов страны, то есть становятся финалистами. В целом по результатам участия во всероссийских конкурсах Челябинская область уступает только Москве и Санкт-Петербургу, и это тот конкретный результат, который наша область может предъявить на федеральном уровне.

Автор: Руслан Сафин

Перейти к первоисточнику