Южноуральская панорама: Технологии без кадров. Челябинской области снова нужны инженеры

Без стружки и масла

— Александр Игоревич, что делается для восполнения дефицита инженерных кадров и сколько на это потребуется времени?
— Подготовка кадров для реального сектора экономики ведется, и уже не первый год. Мы ведем речь не только об инженерных специальностях, но и об уровне высококвалифицированных рабочих. Программа действий выстроена как на федеральном, так и на региональном уровнях. Увеличен набор в профессиональные образовательные организации, повышается качество подготовки специалистов. В высших учебных заведениях также повышены контрольные цифры приема на инженерные специальности. Эта тенденция прослеживается уже в течение последних трех лет. Увеличиваются и бюджетные ассигнования. Так, на подготовку одного инженера не может быть потрачено меньше 120 тысяч рублей. Что касается среднего профессионального образования, то наше министерство при поддержке губернатора в течение последних двух лет также увеличивает цифры приема в пользу специалистов машиностроения, металлургии, информационных технологий.
— Уже можно говорить о первых результатах? О возросшем спросе на специальности?
— Даже появился конкурс в учреждениях профобразования. Что объясняется и улучшением материальной базы учебных заведений, повышением квалификации педагогического состава. Уверен, что будет повышаться и уровень образования выпускников техникумов и колледжей.
— Пропаганда технических специальностей подразумевает агитацию не только среди школьников, но и их родителей. Зачастую они толкали своих детей на юридические и экономические факультеты, плодя армию офисных работников.
— Насмотревшись гламурных сериалов, и сами старшеклассники мечтали о непыльной и доходной работе. Да и СМИ «подогревали» спрос на банкиров и адвокатов. И переломить представление об условиях труда в реальном секторе экономике весьма непросто. Многие и до сих пор считают, что токари и фрезеровщики работают «по колено в стружке и по локоть в масле». Стереотипы, которые весьма далеки от реальности. Сейчас все процессы роботизированы и автоматизированы, вместо промасленных спецовок — белые халаты, программируемые станки.
Сейчас квалифицированные рабочие, инженеры получают образование вполне на мировом уровне. Это и есть лучшая агитация. Когда дети с родителями приходят познакомиться с конкретным лицеем или техникумом, то они все видят своими глазами. Никаких «стружек и масла», и учебные классы, и бытовые условия — все очень достойно. А что касается уровня подготовки, то выступление челябинских студентов на чемпионате рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills показывает, что мы в лидерах по многим направлениям. В частности, по веб-дизайну и мехатронике.
Профессии будущего
— Одним из проектов, направленных на совершенствование профессионального образования, стал «ТЕМП», появившийся два года назад.
— Сейчас под эгидой «ТЕМПа» реализуется 24 сетевых научно-прикладных проекта и 11 модульных проектов для педагогов. Позитивные сдвиги очевидны. Увеличивается интерес старшеклассников к сдаче экзаменов по физике, химии, биологии, информатике. Растет и число абитуриентов, выбирающих для получения необходимые для региона специальности. На мотивацию детей и их родителей очень серьезно влияет занятость ребенка в системе дополнительного образования. В свое время получился серьезный перекос, когда подавляющее большинство детей увлеклось хореографией, вокалом и другими творческими направлениями. Не исключаю, что свою роль сыграли опять разного рода телепроекты вроде «Голоса», «Танцев со звездами» и прочих. Я не против культурного образования, но техническое творчество оказалось забытым. В советские годы подобные кружки мотивировали на дальнейшее развитие, образование, получение рабочей и инженерной специальности. Сейчас заново приходится выстраивать систему.
— В советские годы был отлажен и путь в инженеры. Сначала «я б в рабочие пошел», потом мастер, начальник цеха. И уже изучив всю технологию, можно было думать об инженерном месте. В современных реалиях мы не получим голых теоретиков?
— Раньше на инженерные специальности поступало около 20 процентов выпускников. Из них четверть получали диплом. Сейчас в вузы поступает до 90 процентов выпускников, и уровень их подготовки в массе своей оказывается не слишком высоким. Поэтому к поступлению в вузы, на инженерные специальности в частности, мы агитируем имеющих высокие баллы по ЕГЭ. Зачем нам инженер на тройку?! Вторая задача — как потом удержать в регионе хорошо подготовленного специалиста? Но эту проблему должны решать местные работодатели, которые должны предоставить достойные условия для грамотного специалиста. Переток кадров есть, и от этого никуда не деться. К нам же тоже едут из других регионов.
— Есть ли прогноз на перспективный спрос будущих профессий? Какое направление стоит выбирать сегодняшним выпускникам?
— Существует даже перечень профессий, которые будут востребованы в долгосрочной перспективе. Та же мехатроника, которая появилась буквально год назад и сейчас бьет рекорды востребованности. Есть топ-50 профессий, которые актуальны на федеральном и региональном уровне. В списке есть и традиционные профессии вроде автомеханика, повара. Востребованы профессии, связанные с IT-технологиями, с роботостроением. Если обобщить, то нужны любые специалисты с приставкой «хороший». По-прежнему нужны хорошие юристы, экономисты, бухгалтеры. Есть необходимость не в количестве, а в квалификации подготовленных профессионалов, которые могли бы обеспечить высокую производительность труда.