Спрос на среднее. В Челябинской области становится популярным обучение в техникумах и колледжах


Перед выпускниками школ, для которых недавно прозвучал последний звонок, встает вопрос о выборе профессии. В Челябинской области несколько лет назад был взят курс на привлечение молодежи в реальный сектор экономики через обучение в колледжах и техникумах. О том, что региональная система среднего профессионального образования может предложить потенциальным абитуриентам, «ЮП» рассказал министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов.

— Будут ли какие‑то особенности у приемной кампании в учреждения среднего профессионального образования в этом году?

— Кардинальных перемен не ожидается, у нас и контрольные цифры приема в целом сохраняются на прежнем уровне: в прошлом году мы набирали 16 562 человека, в этом на 150 человек меньше. Это по совокупности по всем министерствам, имеющим учреждения среднего профобразования. Мы постепенно, год от года увеличиваем прием по тем направлениям, которые востребованы реальным сектором экономики. Речь идет о таких специальностях, как «Техника и технология наземного транспорта», «Автомеханика», «Машиностроение». Традиционно большой прием на педагогические специальности, я имею в виду учителей начальных классов. Среди рабочих специальностей больше всего готовим поваров, сварщиков и автослесарей — тех, кто наиболее востребован малым и средним бизнесом.
— Какой ожидается конкурс в учреждения среднего профобразования?
— Ожидаем, что он будет не меньше, чем в прошлом году, а может быть, даже и больше. Нас радует, что в последние два года в системе подведомственных учреждений наметилась позитивная динамика, связанная и с увеличением конкурса, и с увеличением среднего балла аттестата. Максимальный конкурс на некоторые специальности достигает 3 человека на место, а средний — где‑то 2,2 человека. Средний балл аттестата на отдельные высокотехнологичные специальности доходит до 4,2 по пятибалльной шкале. Отсюда мы делаем вывод, что, во-первых, уровень среднего профобразования становится все более востребованным, во-вторых, приходят дети с более качественными результатами обучения в школе.
— Какова ситуация с трудоустройством выпускников учреждений СПО?
— Ситуация неоднозначная. На мой взгляд, объективных данных на этот счет сейчас нет. Для определения уровня трудоустройства используется еще советская методика, когда сами выпускники несут в техникумы или колледжи справки о том, что они куда‑то там трудоустроились. А так ли это на самом деле? Если основываться на этой методике, то у нас достаточно высокий уровень трудоустройства — 67 % по прошлому году.
Значительная часть выпускников после учебы не идет работать по объективным причинам: для юношей это призыв в армию, для девушек — декрет, часть ребят уходит в учреждения высшего профобразования. С учетом этого коэффициент занятости по последнему году у нас был около 97 %. Но с будущего года, я думаю, трудоустройство будет определяться по другой системе — с участием Пенсионного фонда, который будет предоставлять нам данные об официальном трудоустройстве с официальной заработной платой. Мы, конечно, ожидаем серьезного спада показателей, потому что значительная часть выпускников трудоустраивается без полного набора документов. Такая же ситуация была несколько лет назад в Казахстане, когда они перешли на новую методику и показатель трудоустройства у них упал до 20 %. Мы аналогичных вещей ожидаем.
— Какую зарплату обычно получают выпускники техникумов и колледжей?
— Мы таких данных специально не собираем, имеем только то, что дает Росстат. Средний размер зарплаты по Челябинской области известен, но какова там доля выпускников системы среднего профобразования, сказать нельзя. Да и надо ли это? Теоретически можно, конечно, взять среднюю зарплату молодых специалистов в первый год после выпуска, но о чем она скажет? Мы понимаем, что она будет невысокой. А если говорить вообще об уровне заработной платы в производственном секторе, то он заметно выше, чем, скажем, в сфере услуг или бюджетном секторе. Зарплата рабочих в реальном секторе экономики растет опережающими темпами, хотя есть категории, которые зарабатывают больше них: управленческий персонал или врачи, если говорить о бюджетном секторе.
— В какой степени направления обучения в системе среднего профобразования становятся все более востребованными и соответствуют кадровым запросам работодателей?
— Идеального совпадения, естественно, нет. Утверждая контрольные цифры приема, мы делаем это на основании среднесрочного и долгосрочного прогнозов, которые мы разрабатываем вместе с министерством экономического развития, управлением по труду и занятости и сообществом работодателей. Каждый год мы этот прогноз корректируем. Мгновенно отреагировать на изменение запросов мы, естественно, не можем, потому что подготовка специалиста занимает как минимум год. Поэтому мы признательны тем предприятиям, которые могут внятно сформулировать свою потребность в обозримой перспективе.
С каждым годом мы эту работу совершенствуем, выстроено взаимодействие через так называемый Клуб кадровиков, который несколько лет существует в регионе при управлении по труду и занятости. Наши специалисты — постоянные участники заседаний ассоциаций работодателей: Союза промышленников и предпринимателей, «Опоры России» и других. И когда наши подведомственные учреждения готовят свои предложения по очередному набору, они их приносят сначала в службы занятости, потом к нам и в муниципалитет. То есть определение контрольных цифр приема происходит с участием как минимум четырех сторон.
— Как должен поступить человек, который собирается, например, создать новое производство, и ему нужны определенные специалисты? Куда ему прийти со своим списком?
— Для начала, наверное, в то учреждение, где таких специалистов готовят. Как говорится, любой каприз за ваши деньги, но тут надо иметь в виду, что подготовка специалиста для конкретного производства должна осуществляться на самом производстве. Система среднего профобразования должна давать базовые компетенции, на которые потом будут наслаиваться специальные умения по работе на конкретном оборудовании, а оно зачастую очень разное. В этой связи очень актуальна роль производственной практики в системе среднего профобразования и становится все более востребованной: там, где ее удается качественно выстроить, работодатель получает качественного выпускника. Для этого и работодатель должен создать соответствующие условия.
Ну и второе, что должен понимать работодатель: когда к нему придет высококвалифицированный сотрудник, он должен будет создать ему условия не только для работы, но и для быта. Это будет способствовать удержанию молодого человека. Так что задача кадрового обеспечения заключается не только в подготовке соответствующих специалистов, но и в их закреплении на предприятиях и в последующем повышении их квалификации.
— Реализуем ли сейчас советский принцип, когда строился какой‑то завод и тут же рядом училище или техникум для него?
— Современная система профобразования действительно выросла из таких фабрично-заводских училищ, которые создавались при крупных производствах. Но сейчас, во-первых, сами предприятия изменились: им уже не требуется такое количество рабочей силы, им лучше меньше, да лучше. Мощные, крупные предприятия, такие как ЧТПЗ, сами создают образовательные учреждения — так называемые учебные центры, где как раз и осуществляют доводку специалистов, которых получают из системы государственного образования. Создание образовательных учреждений для конкретных производств сейчас редкость. Это должны быть действительно огромные корпорации, и они создают не просто отдельные учебные центры, а целые образовательные сети и даже собственные колледжи и вузы.

Перейти к первоисточнику